Как выбрать правильный ресторан?

04 декабря 2003


Если же у вас нет ресторанного гида, следуйте простым правилам. Не заходите в ресторанчики на центральных площадях, где толпы туристов. И не позволяйте экскурсоводам заводить вас туда. Потому как обычно они значительно дороже, чем рестораны на соседних улицах. А самое главное – персонал заведения настолько избалован туристами, что не утруждает себя ни в качестве еды, ни в качестве обслуживания. Если вы ищете гастрономический ресторан с изысканной едой, обратите внимание на сервировку столиков и винные фужеры. Если они правильной формы, то есть достаточно большие, чтобы вино могло в них легко дышать и хорошо раскрыть свой аромат, если они изготовлены из тонкого прозрачного хрусталя или стекла, опять же хороший знак.(Далее...)

Знаете, я однажды во Франции чуть не остался без обеда. У них существует совершенно дурацкая традиция - обед заканчивается в 14 часов. У нас-то в это время он только начинается… Дело было в симпатичном маленьком городишке Сант-Эмильон, неподалеку от Бордо, куда мы приехали, чтобы посетить знаменитые винодельческие хозяйства. Находясь в других странах, мне всегда хочется попробовать национальные блюда. А во Франции - изысканных местных деликатесов. И я стараюсь каждый обед или ужин провести в каком-нибудь достойном гурманском ресторане. Конечно, фешенебельные я заказываю заблаговременно, пользуясь красным гидом Michelin. Сант-Эмильон – городок маленький, центр города можно обойти буквально за несколько минут. Так как в основном сюда едут туристы, продвинутые в вине, в городке полно винных лавок, а также магазинов с винными аксессуарами, ну, и, естественно, ресторанчики на каждом шагу. Какого-нибудь ресторанного путеводителя у меня под рукой не оказалось, да я в то время и не понимал значимости этих книжечек со всевозможной оценочной символикой – разными «вилками-ложками» и «звездами». Выбирал, что называется, на глазок. Хотелось выбрать самый-самый. А то когда еще сюда приеду! Старался заглянуть в каждое заведение. Минут за тридцать осмотрели все. Выбрал, как мне показалось, интересный гастрономический, направились в него. А нас на порог не пускают: «Финиш, финиш…» Какой такой «финиш»? Говорят, что кухня уже закрыта. Уже два часа. Идите, мол, в соседнюю пиццерию. Она работает без перерыва. Но это ж невозможно! Ради гастрономических ресторанов я, собственно, и ехал во Францию. А не ради какой-то пиццерии. И вообще, что они себе позволяют! Ведь они работают для туристов, в конце концов! Моя пылкая речь на смеси плохого французского, английского и немецкого, к сожалению, никак не подействовала не бесчувственного хозяина, и мы отправились теперь уже выбирать пиццерию. Остановились на заведении битком набитом народом, хотя рядом были и полупустые. И не ошиблись. В меню была не только пицца, но и неплохая простая еда. Лично я заказал себе хороший кусок мяса с картофельным пюре. Но настроение, сами понимаете, было уже не то. Так что выбирать надо быстро, учитывая национальные особенности страны, в которой находитесь. И еще лучше выбирать все-таки заранее. Для этого в любой цивилизованной стране выпускается множество ресторанных гидов. О «Мишлене» я уже упоминал. Ресторан, попавший в поле зрения этого путеводителя, считайте, «в шоколаде», даже если он получил одну-единственную «вилку с ложкой». Если у ресторана «звезда» - цветочек, похожий на ромашку, это супер. А ради трехзвездочного «мишленовского» ресторана гурманы едут в гастрономическое путешествие. Есть и другие путеводители. Например, не менее авторитетный GaultMillau, который лучшим ресторанам, оцененным по 20-балльной системе, присуждает «колпаки». Высшее достижение – четыре «колпака» и 19 баллов из 20. Таких ресторанов в Европе не так уж и много. Например, во Франции этой чести в прошлом году удостоился всего 21 ресторан. В Америке одним из самых популярных ресторанных гидов является Zagat. Здесь оценки выставляются исходя из опросов читателей. На сегодняшний день в таких опросах участвуют сотни тысяч читателей-пользователей обозрений Загата. Анкета для заполнения находится прямо в книге. В последнее время Zagatsurvey оценивает также крупнейшие города Европы. В той же Франции есть несколько других авторских гидов, например, Pudlo или Lebey. В Италии самым популярным является гид Veronelli. В нашей стране до последнего времени не существовало независимых ресторанных путеводителей. Первым таким авторским гидом, вышедшем в этом году, стал «ЧЕРНОВиК. Ресторанный рейтинг», автором которого я являюсь. Конечно, оценки любого ресторанного гида субъективны. Но это суждение профессионала или же точка зрения сотен и тысяч клиентов. Поэтому, собираясь в ресторан, проще всего воспользоваться представлениями независимого ресторанного путеводителя. Если же у вас нет ресторанного гида, следуйте простым правилам. Не заходите в ресторанчики на центральных площадях, где толпы туристов. И не позволяйте экскурсоводам заводить вас туда. Потому как обычно они значительно дороже, чем рестораны на соседних улицах. А самое главное – персонал заведения настолько избалован туристами, что не утруждает себя ни в качестве еды, ни в качестве обслуживания. Далее. Вы встретили на улице ресторанчик, показавшийся вам симпатичным. Посмотрите сначала на дверь и окна. Нет ли там специальных наклеек каких-нибудь ресторанных гидов. Если есть, смело заходите. Если ресторан оценивался авторитетным путеводителем, там не должно быть плохо. Если вы ищете гастрономический ресторан с изысканной едой, обратите внимание на сервировку столиков и винные фужеры. Если они правильной формы, то есть достаточно большие, чтобы вино могло в них легко дышать и хорошо раскрыть свой аромат, если они изготовлены из тонкого прозрачного хрусталя или стекла, опять же хороший знак. Не заходите в рестораны, где очень большое меню. Вроде томика Толстого или Диккенса. В хорошем ресторане меню всегда лаконичное – буквально несколько страничек. Иногда, вообще, умещается на одной. Скажем, во Франции одними из популярнейших являются рестораны сети L Antrecot. Там уже много лет подают только одно и то же блюдо - мясо. И несколько гарниров. На улице частенько выстраивается очередь. Ну, не может ни один шеф-повар одинаково хорошо готовить 30, а то и 50 блюд, как иногда любят составлять меню в наших ресторанах. Да и обеспечить необходимый запас свежих продуктов для небольшого меню значительно проще. С другой стороны, большая винная карта – это плюс. Воспоминания о фолианте, который мы рассматривали в одном из знаменитейших ресторанов Парижа Toor d Argent, до сих вызывает у меня искреннее восхищение. Хороший винный погреб говорит о высоком классе ресторана. Мне кажется, человек, когда принимает решение о выборе ресторана, сверяется с внутренним голосом. Что ему хочется в данную минуту? Изысканной еды, вышколенного персонала, стоящего постройке «смирно» или домашнего демократичного, например, итальянского застолья с громкими шумными соседями. Никогда не забуду пиццерию в Сорренто. Она была вдалеке от центра. Практически на трассе, ведущей из города. Однако я сразу обратил внимание, что там постоянно толпится народ. Заглянули. По всему залу висели десятки огромных аппетитнейших окороков пармской ветчины. В конце зала – большая дровяная печь. Мы видели, что многие здесь покупают пиццу домой. Если местные жители доверяют заведению, это тоже очень хороший признак. Тогда я не очень любил пиццу. Но обилие настоящих окороков в качестве такого необычного декора меня подкупило. Я заказал места на вечер. И правильно сделал. Потому как уже с семи часов заведение было переполнено. Пиццу готовили на больших прямоугольных противенях. Казалось, что съесть ее было даже вдвоем невозможно. Заказал пиццу с листочками рукколы – замечательного салата с пряным ореховым вкусом. Также я попросил традиционные наполнители: оливки, пармезан…и уж не помню чего еще, но главное - пармскую ветчину. Каково же было мое даже не удивление, а просто шоковое состояние, когда я не увидел ветчины, ради которой, я, собственно, и пришел в эту проклятую пиццерию. Я был так расстроен, что готов был рыдать как белуга. Даже не успел объясниться с официанткой, которая быстро убежала обслуживать других клиентов. Вокруг все ели и веселились, получали удовольствие, а я находился в трансе. Моя жена, попробовав пиццу, предложила все-таки не переживать так сильно. Пицца и вправду была вкусной и без ветчины. Но я ел и не мог оправиться от обиды. Достаточно быстро мы умяли весь противень. Но уж если я чего решил… и мы заказали еще одну пиццу. Официантка была несказанно удивлена нашим аппетитом. Но приняла заказ. Я сказал ей несколько раз про пармскую ветчину. Когда принесли пиццу, я аж подпрыгнул. Ветчины не было! Подозвал официантку. Она схватила пиццу и куда-то убежала. Вернулась буквально через минуту. На пиццу была порезана тончайшими лепестками ароматнейшая пармская ветчина. Ну надо же! Она же не запекается, а режется прямо сверху на готовую пиццу! Ведь можно было попросить ее сделать это еще первый раз. Скажу честно, что второй противень до конца не осилил. Но признаю, пицца была превосходная! Вот с тех пор я и полюбил пиццу. (Специально для журнала «Вояж и отдых»)